Опрос показал, что для подавляющего числа респондентов (85%) наличие возможности оплаты товаров и услуг с использованием банковских пластиковых карточек, электронных денег, технологий интернет-банкинга, мобильного банкинга является необходимым.
96% участников анкетирования пользуются банковскими пластиковыми карточками, 43% и 24% - соответственно интернет-банкингом и мобильным банкингом и 9% - электронными деньгами.
Вместе с тем только 10% респондентов оценивают качество банковских услуг в сфере безналичных розничных платежей как высокое, большинство респондентов (80%) оценили его как среднее и 10% считают качество предоставляемых услуг низким.
Среди факторов, снижающих доверие населения к использованию средств осуществления безналичных розничных платежей, респонденты указали недостаточную развитость сети платежных терминалов, инфокиосков, банкоматов (55%); частые сбои в работе или нерабочее состояние платежных терминалов, инфокиосков, банкоматов (54%); недостаточную квалификацию работников сферы торговли и услуг при использовании терминального оборудования (32%); длительное время связи с банком, плохую связь (31%); иные факторы (6,3%), например, отсутствие доступной и простой рекламы; незаинтересованность персонала предприятий торговли и сервиса в увеличении доли безналичных расчетов; боязнь уплаты комиссии при пользовании банкоматом/терминалом.
Как одну из существенных причин, сдерживающих проведение безналичных платежей в устройствах самообслуживания или вызывающих неудобство при их использовании, респонденты отметили частые сбои в их работе (либо нерабочее состояние), в том числе вызванные длительной и нестабильной связью с расчетным банком.
Стимулировать население к более широкому использованию средств безналичных розничных платежей, по мнению респондентов, можно путем предоставления скидок и дисконтированием операций при осуществлении безналичных розничных платежей (66%); повышением финансовой грамотности населения (64%); развитием сети платежных терминалов, инфокиосков, банкоматов (52,8%); обеспечением безопасности и надежности средств безналичных розничных платежей (41.7%); подготовкой квалифицированного обслуживающего персонала 28.5%); проведением рекламных игр (25%).
Респонденты отмечают (64%), что одним из способов стимулирования населения к более широкому использованию банковских пластиковых карточек, электронных денег, проведению платежей посредством интернет-банкинга, мобильного банкинга является повышение их финансовой грамотности в этой сфере. Это еще раз подчеркивает необходимость обучения банками своих клиентов пользованию платежными инструментами как на этапе заключения договоров, так и при последующем сопровождении. Кроме того, из результатов опроса следует, что половина респондентов недостаточно информирована о рынке безналичных платежей, не знает взимаемую обслуживающим банком комиссию и стоимость услуги при проведении операций.
Проведенный опрос показал, что население готово активно пользоваться электронными платежными инструментами, технологиями дистанционного банковского обслуживания (73%), и вместе с тем выявил негативные факторы в части их применения, на которые неоднократно обращал внимание Национальный банк Беларуси.
Учитывая результаты проведенного опроса, Национальный банк рекомендовал банкам совместно с обслуживаемыми предприятиями торговли, сервиса и другими заинтересованными организациями принять меры по повышению надежности функционирования терминального оборудования и коммуникационных сетей, взаимодействующих с процессинговыми центрами; обеспечить достаточный уровень их производительности и отказоустойчивости, особенно в часы пиковой нагрузки; проводить мероприятия по повышению квалификации работников сферы торговли и услуг в части использования терминального оборудования. Рекомендовано также проводить работу по повышению информированности обслуживаемых клиентов об условиях проведения операций в устройствах самообслуживания, взимания комиссионных вознаграждений, установленных лимитах выдаваемых банкоматами денежных средств. Следует размещать (поддерживать в актуальном состоянии) на официальных сайтах в Интернете, местах обслуживания клиентов информацию об условиях проведения операций с использованием банковских пластиковых карточек, электронных денег, интернет-банкинга, мобильного банкинга. В договорах на обслуживание клиента должны четко и ясно излагать условия снятия наличных денег, оплаты товаров и услуг в устройствах иных банков. Необходимо активизировать работу по привлечению клиентов к оплате товаров и услуг посредством безналичных платежей путем популяризации электронных платежных инструментов, проведения рекламных игр, акций, розыгрышей призов, предоставления скидок.