В январе в столице начнется тестирование автоматизированной системы оплаты и контроля проезда (АСОКП). Проводить его будут специалисты Минсктранс и разработчики – представители компании «Международный деловой альянс» (IBA).
Установка в транспорте валидаторов (считывателей информации) и электронных компостеров уже началась, завершить ее планируется до 24 декабря. На данный момент этим оборудованием оснащены почти 100 (из 134) трамваев. Об этом сообщили на предприятии Минсктранс. Пассажиры пока не могут пользоваться новыми техническими устройствами.
Постепенно валидаторы и электронные компостеры установят и в городских автобусах и троллейбусах. К началу опытной эксплуатации АСОКП этим оборудованием оснастят около 2500 подвижных единиц.
Новая система будет работать следующим образом: для оплаты проезда пассажир должен поднести смарт-карту к одному из валидаторов, размещенных в салоне. Чтобы погасить одноразовый талон, необходимо воспользоваться электронным компостером, который отпечатает дату, время оплаты проезда и номер маршрута. Во время проверки валидаторы и электронные компостеры будут блокироваться. С введением в эксплуатацию новой системы профессия кондуктора городского пассажирского транспорта уйдет в небытие, а вот контролеров станет больше.
Помимо контроля оплаты проезда АСОКП имеет и другое предназначение: благодаря информации, поступающей из транспортного средства в процессинговый центр, появится возможность достоверно определять пассажиропотоки на разных направлениях и отдельных участках трасс. Это позволит оптимизировать маршрутную сеть и корректировать численность работающего на линии транспорта.
Предполагается, что АСОКП введут в действие к чемпионату мира по хоккею. Правда, на первом этапе она будет работать в рамках имеющейся тарифной политики. К этому времени в продаже должны появиться талоны нового образца, разработанные специально для электронных компостеров. Чтобы пассажиры могли постепенно привыкать к новой системе оплаты проезда, первое время они смогут пользоваться обычными бумажными проездными, а при желании – бесконтактными смарт-картами.
Полноценно АСОКП заработает в Минске в течение 2014 года. Тарифная политика, которая будет применяться при ее реализации, пока не утверждена. Но в целом система позволяет использовать несколько видов тарификации, в том числе дифференцированную оплату проезда в зависимости от расстояния и льготные тарифы с использованием персонифицированных карт.