О перспективах появления услуги, которая, к слову, сегодня доступна в 90 странах мира, в Беларуси впервые заговорили еще в середине 2000 годов. Но тогда ее внедрение посчитали нецелесообразным – проникновение сотовой связи было относительно небольшим. Сегодня этот индекс перевалил за 118%. Даже самим операторам становится интересно сделать номера «свободными» – таким образом, они могут рассчитывать на то, что за счет маркетинговых стратегий смогут «оттяпать» у конкурента кусок «пирога» побольше. На сегодняшний день, по мнению специалистов компании life:), оператор МТС контролирует 46% рынка сотовой связи Беларуси, velcom – 41%, а life:) может похвастаться долей в 13%.
Считается, что MNP – это явное благо для абонента. Нередко бывает так, что он с удовольствием покинул бы оператора, но «держит» его номер, который знают все его друзья, знакомые – и хоть ты плачь! Да и операторам не приходится за клиентов бороться в буквальном смысле слова. Традиционно сотовые компании оставались спокойны за то, что самые доходные клиенты могут вдруг разорвать с ними отношения и перейти на обслуживание к другим операторам, только до момента внедрения MNP. После прохождения этой точки им приходится держать ухо востро, ублажать клиента выгодными тарифами и дополнительными услугами.
Минсвязи Беларуси создало рабочую группу, в которую вошли представители государства и мобильных операторов еще в августе 2008 года. В результате был разработан план мероприятий по внедрению услуги переносимости номера. К настоящему моменту практически завершено техническое тестирование услуги между GSM-операторами Беларуси. Планируется, что услуга переноса номеров заработает уже с 1 февраля 2012 года. Любые абоненты GSM-операторов в Беларуси, как физические, так и юридические лица, смогут сменить оператора с сохранением собственного номера. Для этого нужно будет написать заявление у старого оператора, погасить задолженность в случае, если таковая имеется, сдать старую SIM-карту, получить разрешительный документ от старого оператора и пойти с ним к новому. Срок переключения должен составить не более трех календарных суток.
Предполагается, что услуга MNP будет платной. И еще: во избежание большого количества так называемых «бегунков», которые склонны хаотично менять оператора, определено, что заключать новый договор на обслуживание можно будет не реже, чем один раз в 90 дней.
К слову, в MNP не будут участвовать «Diallog» и номера фиксированной связи «Белтелеком». Перенос номера подразумевает полную миграцию абонентского номера вместе с выделенным оператору префиксом (029, 033, 044, 025). Правда, тут же возникает вопрос: а что будет, если по незнанию абоненты начнут звонить в сети других операторов, тем самым поднимая их доходы за межсетевые звонки?
В Минсвязи обещают, что таких неудобств удастся избежать. Перед соединением звонящего автоматическим голосом будут предупреждать: «Вы звоните в сотовую сеть такого-то оператора». В случае если абонент не пожелает разговаривать по высокой цене, он вправе нажать на кнопку отбоя связи – плата за соединение взиматься не будет.
Аналитики рынка сотовой связи обещают, что в 2012 году мы можем стать свидетелями небывалой маркетинговой активности мобильных операторов. Хотя не исключено, что массовой миграции в Беларуси так и не случится – опыт большинства европейских стран, активно внедрявших услугу MNP, в последние годы свидетельствует о том, что единый сценарий здесь невозможен. В некоторых европейских государствах внедрение услуги MNP происходило по весьма драматичному сценарию. В Финляндии, например, этот сервис заметно ударил по бизнесу крупных национальных операторов. Если до внедрения MNP отток абонентов составлял около 15% в квартал, то потом этот показатель достиг отметки 43%. В итоге компании потеряли значительную часть своих клиентов, которые мигрировали к небольшим виртуальным операторам. Сейчас каждый второй абонент Финляндии, где около 5 миллионов пользователей сотовой связи, ежемесячно меняет оператора с сохранением номера. Но с учетом того, что у белорусских сотовых компаний процент оттока невысок – операторы не ждут шквала «переходов».
По мнению аналитиков, ввод MNP в первую очередь может привести к перераспределению высокодоходных абонентов. Малоговорящие абоненты активно меняют SIM-карты и без сохранения номера. Поэтому услуга MNP скорее окажется интересна высокодоходным пользователям. Кроме того, может столкнуться рынок и с резким ростом борьбы за корпоративных клиентов. Сейчас ежемесячный доход от многоговорящих абонентов (в основном это пользователи контрактных тарифных планов) в несколько раз выше, чем от «среднестатистических». Сами операторы перспективы ввода MNP комментируют весьма сдержанно, признавая, что эта мера может усилить нетарифную конкуренцию. Ведь абонентов уже ничто не будет удерживать от миграции.